Можно ли спаять припоем Castolin192 FBK алюминий со сталью?

v_sravnenii2Здравствуйте! Подкинули интересную работенку, нужно сварить алюминий со сталью: АМц, АМг + черная сталь; АМг, АМц+ст.12Х18Н10Т. Возможно ли такое или это из раздела фантастики? Ведь даже не осведомленному в сварочных делах человеку понятно, что из-за разницы в температурах плавления стали и алюминия такие вещи становятся принципиально невозможными. И все-таки, может существует какой-то способ?

Сварка такого соединения, о котором вы говорите действительно невозможна. Поэтому о получении неразъемного соединения можно забыть.  Чего нельзя сказать про пайку.

Для определения возможности получения качественного паянного биметаллического соединения «алюминиевый сплав-сталь» мы провели небольшую опытную работу, с результатами которой вы можете ознакомиться ниже.

Для проведения работы был приобретен припой Castolin 192 FBK, предназначенный для пайки алюминия и его сплавов, главным образом для сплавов АМг и АМц с максимальным содержанием легирующего компонента до 3%. Выбор припоя изначально был между НТS-2000 и Castolin 192 FBK. Про НТS-2000 очень много пишется в интернете, демонстрационных роликов на YouTube, которые показывают его преимущества тоже масса, но так как в описаниях данного припоя больше рекламы, которая часто развенчивается практикой, выбор все же был сделан в пользу компании Castolin, которая уже сто лет занимается материалами для пайки и делает это на самом деле действительно качественно. Castolin192 FBK  представляет собой алюминиевый припой с флюсовым сердечником с добавлением цинка. Температура плавления: ликвидус – 380 оС, солидус —   440 оС. Предназначен он для пайки соединений Al+Al и Al+Сu. Сортамент: пруток длиной 500 мм, весом 8-9 грамм.

В качестве «подопытного металла» были взяты образцы размером ≈12,5х110, толщиной h≈2мм из алюминиевого сплава АМц, низкоуглеродистой стали (типа Ст.3, Ст.8кп и т.п.) и коррозионностойкой стали 12Х18Н10Т, которые впоследствии были спаяны в кислородно-пропановом пламени.

За эталонные образцы были взяты соединения «АМц+АМц». А качество пайки определялось путем сравнения разрывных усилий, прикладываемых к образцам «АМц- сталь» и эталонным образцам.

Образцы комплектовались следующим образом:

  • АМц+АМц – 3 компл.
  • АМц+низкоуглерод. сталь – 3 компл.
  • АМц+ст.12Х18Н10Т – 3 компл.

Вид соединения – внахлёст (см. эскиз). Зазор ≈ 1 мм.

Пайка производилась кислородно-пропановой горелкой Minitherm.

pajka

На эскизе:

        L- длина нахлестки;

        В  — минимальное значение ширины образцов;

                           hal  — толщина алюминиевого образца;

1520521

Разрывная машина

                                         hст – толщина стального образца.

Все спаянные образцы подверглись испытанию прочности при сдвиге на разрывной машине 2054-Р-5.

 Результаты представлены в табл. 1

испытания

Соединение hal

мм

hст

мм

В,

мм

L,

мм

Нагрузка Р при которой образец разрушился,

КГС

Нагрузка Р

среднее, КГС

Характер разру-

шения

1 АМц+АМц

(образец №1)

1,95 12,25 17,1 259 255,5 Разрыв не по пайке

(порвался сам образец)

АМц+АМц

(образец №2)

1,95 12,5 15,9 264 Разрыв не по пайке

(порвался сам образец)

АМц+АМц

(образец №3)

1,95 12,5 17,8 243,5 Разрыв не по пайке

(порвался сам образец)

2 АМц — углеродистая сталь

(образец №1)

 

1,90 2,20 13,60 13,15 265 249,3 Разрыв не по пайке

(порвался сам образец

по алюминиевой части)

АМц — углеродистая сталь

(образец №2)

1,95 2,0 12,6 14,65 252 Разрыв не по пайке

(порвался сам образец

по алюминиевой части)

АМц — углеродистая сталь

(образец №3)

1,95 2,1 13,0 17,45 231 Разрыв по паянному

шву

3 АМц -ст.12Х18Н10Т

(образец №1)

1,95 2,2 12,15 16,75 136,5 133,3 Разрыв по паянному

шву

АМц -ст.12Х18Н10Т

(образец №2)

1,95 2,2 12,2 18 107 Разрыв по паянному

шву

АМц -ст.12Х18Н10Т (образец №2) 1,95 2,2 12,5 15,7 156,5 Разрыв по паянному

шву

Вывод:

Сравнение разрывных усилий, требуемых для разрушения образцов «АМц-АМц», взятых за эталон, и «АМц – низкоуглерод. сталь» показало, что прочность паяного соединения «АМц – низкоуглерод. сталь» не уступает по прочности соединению «АМц-АМц». В большинстве случаев разрушение происходило по алюминиевой части (АМц) образцов, а не по паяному шву.

Анализ разрывных усилий, требуемых для разрушения паяного соединения «АМц-ст.12Х18Н10Т» показал, что оно в 2 раза уступает по прочности соединению      «АМц-АМц».

Добавить комментарий